• sl-2019-01.jpg
  • sliperr.jpg
  • sl-2019-02.jpg

Советы родителям «Адаптация к школе»

мносемьи

 

Человек входит в море, что он испытывает? Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям. Температура же воды новой среды – при этом не меняется.
Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален.
Для первоклассников период адаптации к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Что необходимо, чтобы ребенок лучше адаптировался? Прежде всего, он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 7 летнего ребенка.
К 7 годам повышается подвижность нервных процессов, процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго. Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности – учебная деятельность. В 7 лет ребенок занимает статус «Я – ученик, я – школьник». На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой.

Давайте рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первый год обучения детей:
• Хроническая неуспешность
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам, то есть оценки родителей бывают не всегда положительными. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Неуспешность становится хронической.

Причины, приводящие к неуспешности:
• Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму и т.д.).
• Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
• Завышенные ожидания родителей.

• Уход от деятельности
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя (это связано с уходом в себя, в свой внутренний мир, фантазии).

Как помочь?
• Необходимо уделять внимание ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
• Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческую деятельность (рисунок, конструирование, лепка).
• В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

• Негативистская демонстративность
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

• Вербализм
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

• Психофизический инфантилизм
Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника. Такой «психологический дошкольник» не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его.

• «Ребенок ленится» . Это очень частые жалобы
За этим может стоять: сниженная потребность познавательных мотивов, мотивация избегания неудач, неуспеха «и не буду делать, у меня не получится, я не умею»), общая замедленность темпа деятельности и т.д.

Притча «Два маленьких мальчика»

«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.
– Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный...
Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал...»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника.
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности.
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление.
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру.
Первокласснику пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль учителя.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка.
Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
Рекомендуемые книги,
в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе.

• Безруких М., Ефимова С, Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
• Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск. 1998.
• Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль. 1999.
• Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск. 1998.
• Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.М.1999.
• Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига. 1999.

Любой ребенок—это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Как легко адаптироваться к учебе в школе

1. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка, то есть его надо хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
2. Ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников.
3. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
4. Необходимо формировать интерес к школе, прожитому школьному дню.
5. Необходимо создать благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи.
6. Создать условия, способствующие обязательному знакомству с ребятами по классу и возможность их общения после школы.
7. Не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников).
8. Не применять таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
9. Предоставлять ребенку самостоятельность в учебной работе и организовывать контроль за его учебной деятельностью.
10. Поощрять ребенка не только за учебные успехи, но и морально стимулировать его достижения.
11. Развивать самоконтроль и самооценку, самодостаточность ребенка.
12. Необходимо выработать и соблюдать режим дня (труд и отдых) во избежание переутомления.
13. Четко распределить внимание к ребенку по формуле «уделять ребенку внимание не только, когда он плохой, а когда он хороший; и больше, когда он хороший»

Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.